Скажу честно, самостоятельно я бы за эту книгу никогда не взялась. И не потому, что она мне не нравилась или вызывала внутренне отторжение, как это иногда бывало, просто я никогда даже не обращала на нее внимания, памятуя лишь о самой, пожалуй, известной книге автора
― «Смилле и ее чувстве снега». Однако в дело вмешался случай
― эта книга выпала нам на прочтение в Нижегородском книжном клубе, организованном через социальную сеть читателей LiveLib.
Начинала я ее читать то ли поздней зимой, то ли ранней весной ― помнится, мы еще удивлялись, что снег все метет и метет, растут сугробы, а долгожданное тепло так и не наступает. Тогда я застряла в пробке на Белинке и, в то время, как мои попутчики один за другим выскальзывали в открытые двери автобуса, устроилась на сиденье с печкой, достала телефон и открыла эту книгу. Ветер кидал внутрь пригоршни рыхлого снега, а меня поглотил загадочный мир частной школы Биля, через призму восприятия безымянного до поры до времени мальчика, которого до этого отфутболивали из одного приюта в другой, и вдруг приняли в приличное заведение. Дали, так сказать, шанс, при этом всегда давая понять, что если он и пригоден для обучения (в отличие от других таких же, как он, чьи способности не дотянули до среднего), то лишь условно, поскольку малейшая провинность может превратиться в билет назад, в прошлую жизнь.
Пытаясь существовать в жестоком мире датской частной школы, с ее запретами и наказаниями, главный герой занят тем, что размышляет денно и нощно о том, что его окружает, но в первую очередь, - о времени. Отчасти «Условно пригодные» ― это философский роман. Как ни банально звучит, но озвученные Хёгом суждения и впрямь заставляют задуматься, например, вопрос о соотношении внимания и оценки.
Ребенок просил внимания. Она просто просила, чтобы на нее посмотрели. Но ей дали оценку. «Какая ты умница».
Однако философская часть книги пересекается с сумрачным повествованием о порядках, установленных в школе Биля, о том, как главный герой знакомится с загадочной девочкой, которая намеренно нарушает правила, чтобы посмотреть, как отреагирует система и обнаружить закономерности, а затем - с маленьким неуравновешенным мальчиком, за которым ему велено приглядывать, и о котором мы в последствии узнаем кое-что ужасное, хотя и начинаем подозревать это еще задолго до того, как откроется правда.
Как оказалось, Дания, в которой происходит повествование, в 60-х не была тем идиллическим, уютным местечком, каким мы привыкли ее представлять. Люди, почти все, не грубые, но жестокие, а порядки... о них лучше умолчать. Ни о каком сочувствии по отношению к ребенку речь здесь не идет - дается один шанс, но даже его может не быть, если, пройдя тесты, тебя найдут недостаточно способным для того, чтобы получить какое-никакое образование. Наверное, это формирует своеобразный подход главного героя к людям и к детям - достаточно взглянуть, как он общается со своей собственной дочерью в будущем, куда мы перемещаемся время от времени. Пытаясь отмести всю ненужную шелуху и сюсюканье, он пытается понять свою дочь.
Открытым остался вопрос и об автобиографичности произведения. В конце главный герой открывается - рассказывает, как его усыновила семья Хёгов, и что его самого зовут Питером, и как он работал преподавателем, но не смог долго находиться в школе и затем решил написать книгу и рассказать о событиях, произошедших с ним в детстве. Найти загадочную девочку и узнать, что произошло с ней после того, как побег не удался.
Ну и последнее. Я должна признаться. Я не поняла смысла этой книги. Помимо философии и повествования, Питер Хёг рассказывает о некоем тайном заговоре, который главные герои пытаются постичь. В чем заключался этот заговор я так и не поняла. Неужели в системе оценок, испытании учеников, распределении их по способностям? Допущении к учебе наряду с обычными учениками так называемых условно пригодных? И что? Именно по этой причине я поставила книге среднюю оценку, не потому, что она дурна, и не потому, что неинтересна. А потому что я ее не поняла, а то, чего ты не понял, очень трудно оценивать.
Комментариев нет