Агата Кристи "Часы"

Агата Кристи - именно тот автор, с которым мы пересекаемся раз в год-полтора и каждый раз остаемся при своих. Безусловно, леди Агата - писательница неординарная, и чтение ее детективных повестей всегда сродни прикосновению к чему-то основополагающему, почти идеальному, но не устаю повторять: сериал о похождениях самого яркого ее персонажа - Эркюля Пуаро... все же лучше. Текстам Кристи присуща некоторая житейская простота, хоть она и с неповторимым изяществом рассыпает по страницам важные улики, на которые по-первости и не обращаешь внимания. Сценаристы же развивают ее идеи, дарят им куда большую глубину. Тут важно, впрочем, упомянуть из соображений справедливости, что такой подход чреват риском переборщить: например, при съемках той же "Мисс Марпл" сценаристов понесло, и вниманию зрителей были представлены монахини, насаживающие себя на острые предметы в храмах, или еще что-нибудь в этом роде, но высокий уровень, заложенный еще в конце 80-х компанией BBC не позволил сценаристам нового времени выкинуть что-либо подобное.

Повесть "Часы" в этом плане исключением не стала. Несмотря на то, что при съемках одноименного телефильма сценаристы далеко от оригинального текста не ушли, они сумели придать тексту достаточный уровень драматичности чтобы оставить зрителя сытым, не переложив специй. А вот повесть, увы, вышла несколько постной. Не в пользу автора так же сыграла и эпоха, в которую разыгрывается действие, хотя это, разумеется, субъективный фактор. На дворе шестидесятые, - отгрохотала Вторая мировая, и британские спецслужбы теперь опасаются не немецкого флота, входящего на милый сердцу остров со стороны южной Англии, как это показано в сериале, а скорее ядерного града с Востока... ну, вы поняли. 

Впрочем, все это декорации. А в сухом остатке мы имеем следующее: машинистку Шейлу Вэбб вызывают на работу к частному лицу, и придя на место, она обнаруживает в гостиной нанимателя убитого человека. Оказавшийся неподалеку агент спецслужб под прикрытием Колин Лэмб успокаивает девушку и, дожидаясь полиции, обнаруживает на месте преступления множество часов, показывающих одно и то же время, отличное от настоящего. Полиция выясняет, что хозяйка дома мисс Уэбб не вызывала - по крайней мере, утверждает, что нет, и бедняжка оказывается главной подозреваемой. Колин Лэмб, признавшись себе, что влюбился в нее, решает во что бы то ни стало докопаться до правды, а для этого необходимо навестить старого друга отца - скучающего бельгийского сыщика Эркюля Пуаро.

Да, товарищи, Пуаро в этой книге ужасно мало. А когда он присутствует, то больше половины его реплик не относятся к теме повести - так, он неожиданно увлекается детективной беллетристикой, как прошедших лет, так и современных (преимущественно выдуманных) авторов. Конечно, именно это и позволит усатому детективу докопаться до правды, так как писатели-машинистки, улавливаете связь? Но мне показалось, что эти рассуждения занимают слишком много страниц.

В остальном расследование довольно-таки увлекательное, следить за ним можно не зевая, примечательно так же, что это единственный роман Агаты Кристи, в котором личность убитого неизвестна не только до развязки, но и вообще до своеобразного эпилога истории. Однако несмотря на этот интересный подход, он не в силах перевесить один существенный минус повести: писательницей при описании расследования был применен запрещенный прием, а именно "рояль в кустах". Дело в том, что преступление совершается на довольно-таки необычной улице, изогнутой в виде дуги, ну или полумесяца, и носящей романтическое наименование Уилбрэхем-Крезент (от английского "crescent" - месяц). Спецагента туда привела бумажка, на которой его предшественник оставил загадочную записку, которая должна привести к затаившемуся "красному" агенту. Тело убитого нашли в доме номер 19 - а в ходе расследования мы посетим как дома, расположенные по бокам, так и дома, расположенные сзади и соприкасающиеся с вышеуказанным домом садами. Все это рисует в воображении старинный район английского города, буквально дышащий духом прошедших благословенных лет. 

Так, да не так. Страниц за двадцать до финала нашего героя вдруг осеняет, что напротив дома 19 располагается... многоэтажный "муравейник", дань технологиям 60-х, в котором он и обнаруживает важного свидетеля, который, в силу своего расположения куда выше скромных построек 19-го века, наблюдал за своими соседями и видел много важного, хотя и не сделал из увиденного выводов. Интересно, что ранее в тексте дом напротив ни разу не упоминался.

Эти два фактора - пресловутый "рояль" и несовместимая для меня с Пуаро эпоха 70-х - не позволили мне отнестись к этой повести лояльно. Да и вообще чувствуется общий спад, и я опять начну брюзжать, что нужно уметь вовремя заканчивать. 


Комментариев нет