Крошка Доррит | Little Dorrit (2008), (1988)

«Крошка Доррит»  одна из самых объемных книг Чарльза Диккенса, в которой он обрушился с критикой на социальный строй современной ему Британии, в том числе, на сложившиеся веками «добрые традиции» волокиты, долговых тюрем и постоялых дворов  закостеневшие источники стагнации, убийственно влиявшие на судьбу простого человека. Фабулу романа смягчает как всегда увлекательная сюжетная линия, фокусирующаяся на семействе Дорритов, заключенного в одиозной долговой тюрьме Маршалси, чей глава, пробыв там двадцать три года, даже стал своеобразной достопримечательностью этого мрачного места  отцом Маршалси. Семья живет воспоминаниями о былом, но младшенькая из Дорритов  Эми, которую прозвали Крошкой за детскую фигуру и небольшой рост, этого былого не помнит  она родилась в Маршалси и, в отличие от своих брата и сестры, готова трудиться и находить в труде радость. Втайне от отца, она ходит шить в дом к богатой даме по фамилии Кленнем, где ее и замечает недавно отошедший от дел сын дамы, Артур. Его мучит подозрение, что коммерческие махинации родителей в прошлом могли кому-то навредить, и возможно, что это было семейство Дорритов - ведь мать Артура никогда не проявляла интереса к благотворительности, а заботы Эми Доррит в их доме по-другому не назовешь. И тогда Артур решает во что бы то ни стало исправить причиненное его семьей зло и вызволить Дорритов из тюрьмы, свято веря, что это принесет им счастье.

Впрочем, книгу я пока не читала, и речь в этой рецензии пойдет об экранизации романа 2007 года с Мэтью МакФэйденом и Клер Фой в главных ролях. И почему я раньше в упор ее не видела?! Думала, что очередная экранизация Диккенса меня не заинтересует. Как оказалось, очень зря я так думала. Сериал очень достойный: добротно прописанный, обставленный, сыгранный и снятый. Особенно снятый очень впечатлила работа операторов, в том числе, при съемках дома Кленнемов, где камера то и дело плывет в сторону, создавая зловещую атмосферу этого странного места, наполненного нелюбовью, детскими воспоминаниями Артура, да странными снами служанки Эйфери. Да-да, сериал снят, разумеется, не на живой натуре, но даже эти немного сказочные декорации производят приятное впечатление, особенно в сравнении с, например, «Дамским счастьем».

И особенно сыгранный... О да. На меня произвела огромное впечатление игра исполнительницы главной роли  Клер Фой. Эми Доррит - одна из ее ранних ролей, однако мне она известна по другим ролям, более поздним, в основном - по роли озлобленной на весь мир леди Перси в мини-сериале «Вверх и вниз по лестнице». Эми Доррит  полная противоположность леди Перси. Доброту, искреннее смирение и бескорыстие редко получается воплотить на экране естественно, такие персонажи чаще всего выходят слащавыми и раздражают,. Но как ни странно, у Клер это удалось замечательно и без тени притворства. 

В общем-то, все актеры здесь кажутся находящимися на своем законном месте, никто не раздражает и не переигрывает. Хотя есть и комедийные гиперболизированные персонажи например, одиозный Риго (Энди Серкис) или тщеславная Фанни Доррит (Эмма Пирсон). Но по большей части персонажи «Крошки Доррит»  обычные люди, у каждого из которых в душе своя тюрьма, стены которой могут быть толще, чем в Маршалси, а запоры  и того безнадежней. Ох, мистер Доррит, мистер Доррит...

Отдельно упомяну Артура Кленнема (Мэтью МакФейден), вот он вроде бы тихий интертный тюфячок, во второй половине жизни решившийся наконец изменить свою жизнь, не догадывающийся даже, к чему это приведет. И пусть все закончится хорошо, этот хороший в общем-то парень на своей шкуре поймет, куда ведет дорога, выложенная благими намерениями.

Сюжет сплетен из нескольких историй, но центральной остается, конечно, судьба семейства Доррит, более двадцати лет проведшая в долговой тюрьме. На первый взгляд кажется, что мистер Доррит за эти годы так и не свыкся с мыслью, что блестящего прошлого больше нет... а было ли оно, блестящее прошлое? Кем он был до заключение в Маршалси? Впрочем, когда его мечта исполняется... оказалось, что мечта эта за двадцать лет превратилась в защитный механизм. Что делать, когда твоя жизнь устроена и вполне тебя устраивает, но тут как гром среди ясного неба исполняется твоя мечта? И бросает тебя прямо в пасть неизвестного, жесткого мира. Мистер Доррит, мистер Доррит... Когда и он, и его тщеславные отпрыски поворачиваются спиной к Артуру Кленнему, которому они по сути обязаны всем, что имеют, зритель чувствует раздражение... к которому примешивается жалость. Наверное, чаще всего мы все-таки не готовы к исполнению своих желаний, потому что не представляем, как они могут изменить нашу жизнь.

Впрочем, история Дорритов тут центральная, но не еднственная Ближе развязке все сюжетные линии окажутся крепко-накрепко связанными, даже история беспринципного убийцы Риго. Одним будет наградой долгожданное счастье. Других, особенно Джона Чивери и Флору Финчинг, счастье, надеюсь, еще ждет где-то впереди. Но несмотря на внимательный просмотр, мне осталось понятным далеко не все. Например, история Бэби и ее замужества, которая так и затерялась где-то между кадров. На свадьбе их не было. Что сталось дальше с бедняжкой? Или вот еще интерес мисс Уэйд в Тэттикорам, эта сюжетная линия довольно скомкана для человека, не читавшего книгу: она увидела в ней себя? Но какой был смысл в перемещении девушки из одной «тюрьмы» в другую... Наконец, мне пришлось почитать вики, чтобы понять, в чем заключалась суть тайны, содержавшейся в перевязанном красной ленточкой конверте. 

Это замечательный мини-сериал! Возможно, я бы совсем по-другому запела, если бы читала книгу, но не будучи обремененной грузом этих знаний, я осталась довольна. Да, давненько я не получала такого удовольствия от просмотра фильма или сериала, и почти забыла, что это такое  с нетерпением ждать вечера, когда можно будет снова окунуться в эту историю. Интересно, что к воплощению ее на экран приложил руку Эндрю Дэвис, тот самый, который написал сценарий к «Гордости и предубеждению» для BBC. Видимо, все, к чему прикасается этот человек, превращается в золото.


P.S. Кстати, вот тут можно прочитать маленькие комментарии актеров сериала о характерах героев, которых они воплотили на экране. 



Экранизацию 1988-го, я, ко стыду своему, не осилила. Скучно. Это почти шестичасовой двухсерийный фильм, получивший в свое время множество премий, начиная Оскаром и заканчивая Бафтой, но, право слово, им только английских школьников пытать. Это почти преступление облекать прозу Диккенса в такую пресную форму. Большую часть экранного времени, как было модно тогда,  занимает болтовня. Герои говорят, говорят. Музыкального сопровождения нет. Локации душные, будто комнаты вырублены в сплошной скале. На экране появляются и исчезают какие-то невзрачные люди, которых бесполезно пытаться слушать  все их слова сливаются в единый белый шум. А людей здесь много  наверное, большая часть из миллионного бюджета пошла на то, чтобы одеть и обуть многочисленную массовку. 

Об актерах даже ничего говорить не хочется. Дерек Якоби, довольно известный сейчас и убеленный сединами актер, в этом фильме  округлый, как перезрелое яблоко, джентльмен средних лет с типично-пиквикской внешностью, но на этом его характеристики заканчиваются, поскольку я при всем желании не могу из себя выдавить более ни слова о нем. Еще меньше могу сказать о Саре Пикеринг, сыгравшей саму Крошку Доррит. Кстати, она, кажется, не появлялась на экране ни до ни после: бесцветная, полупрозрачная, ничем не примечательная. Ноль. Эти люди совершенно неинтересны, и вникать в суть их историй не интересно тоже.

Я отдаю себе отчет, что эта экранизация более честна со зрителями. Скорее всего, Артур Кленнем, если бы и вправду существовал, был таким перезрелым джентльменом, как Дерек Якоби, и, возможно, Эми Доррит, если бы и вправду существовала, была бы такой бледной молью. Да и локации весьма правдоподобные: давящий особняк Кленнемов, темные стены, обшитыми панелями из дерева; комнатушка мистера Доррита в Маршалси (особенно в сравнении с полусказочными комнатами из экранизации 2008-го). Но такая правда, наверное, мне не нужна. 



Комментариев нет