London Town. Часть 1

Когда-то давно я обожала Лондон, даже несмотря на то, что никогда там не была. Думаю, подобная любовь развилась у меня на фоне увлечения британской культурой и образом жизни, тогда 98% моего айпода занимали группы из Британии, я слушала брит-поп, инди-рок, пост-панк; смотрела преимущественно британские фильмы и телесериалы (хотя тут и сейчас ничего не изменилось), и читала в основном книги британских авторов. Да, в моей подростковой голове пару раз проскальзывали мысли о том, что я хочу жить там, возможно, поехать учиться, хотя я понимала, что это всего лишь мечты. Сейчас мои чувства к Лондону некоторым образом выцвели, жить в Англии я уже много лет как не хочу, но я бы соврала, если бы сказала, что путешествие в абсолютно реальную, осязаемую Великобританию не разбередило мне душу.

Ну что, приступим к подробному рассказу о красотах и чудесах стольного града англицкого? Мысли разбегаются в разные стороны, и, думаю, будет правильнее разделить повествование на маленькие пункты, чтобы не сваливать все в кучу.
1. Лондон собственной персоной. Столица Великобритании. Ныне не содержит в себе никакого особенного прославившего его викторианского духа. Темза давно не воняет за километр, шпили Вестминстерского аббатства устремляются в небо свободно, и их не окутывает воспетый в легендах плотный лондонский смог, ну а стены домов очистили от многолетней копоти. Теперь Лондон светлый, улыбчивый, утопающий в зелени (есть такое дерево, его кора, как говорят, впитывает в себя загрязнения и затем опадает, не знаю), хотя по его улицам все еще дрейфуют миллионы пестрой до невозможности публики всех цветов кожи и разрезов глаз. 




2. House of Parliament и башня Елизаветы II с заключенным в ней колоколом по прозвищу Биг Бен весьма живописно расположены на северном берегу Лондона, в шаговой доступности размещается Вестминстерское аббатство. Все бы хорошо, но только на мосту, откуда можно сделать наиболее классические снимки вышеуказанных объектов, не просто дует ветер, он прямо-таки сдувает и передвигаться там лучше ползком, если не стесняетесь. Шутка. Посмотреть палаты Парламента нам не удалось, хотя он был открыт, потому что время, когда нас могли запустить внутрь с гидом совпало с экскурсией в Национальную галерею, но я не особо жалею. И да, кстати, наши Куранты позатейливей бьют, хотя башня Елизаветы II вроде повыше.


3. Реклама на улицах практически отсутствует, вы нигде не увидите стритбордов, и уж тем более ужасных билбордов. Хотя не скажу, что город полностью избавлен от визуального шума, и заляпанные рекламными афишами стенки тоже время от времени присутствуют, не говоря уже о лепящихся друг к другу пабах и магазинах, норовящих вывесить далеко не всегда приятный взору кронштейн. Порадовала реклама в метро  это обычно пиар кинофильмов, фильмов, выходящих на Blu Ray, телевизионных шоу, а также театральных постановок. Удивило, что на театральных подмостках Лондона выходят самые разнообразные мюзиклы и спектакли, даже увековеченные не так давно на кинопленке, например, «Боевой конь». Интересно было и узнавать известных британских актеров на плакатах. В общем, есть на что посмотреть.



4. Британское телевидение показалось несколько скучным. Особенно новостные передачи, особенно BBC. Целый день показывают одно и то же, одни и те же новостные блоки, причем основных highlights может быть всего несколько, ну а в одну передачу входить новости четыре максимум. Причем по всей видимости в Британии не принято освещать в новостных передачах темы наподобие подробных монологов премьер-министра или проблем многодетных семей в деревенской глуши. А вот канал itv все-таки интересен для любителей сериалов, в один из дней с пяти вечера показывали Пуаро, например. С удовольствием посмотрела.




5. Европейская вежливость действительно существует. Англичане в основном непроходимо милые и, позвольте мне это выражение, уняняшничают без конца. Даже если вы перехватываете их на пути домой с тортом во рту, и требуете показать путь к London Eye, они все равно покажут вам его, да еще и улыбнутся в придачу (хоть возможно и подумают, что вы невоспитанный чурбан), ну а если в магазине вам не улыбаются, вы уже воспринимаете это как недостаток любезности. А вот если вы наступите британцу на ногу, он вряд ли будет перед вами извиняться, вопреки распространенному российскому мнению, он просто воскликнет OOPS! и дальше вы пойдете каждый в свою сторону.


6. Английские лужайки не особо впечатлили, я ожидала большего. Конечно, в сравнении с нашими лужайками (на которых, тем не менее, в последнее время без устали трудятся мастера газонокосилок) они покажутся дивом дивным, но все-таки травка далеко не идеальная, особенно, видимо, после иссушающей жары, стоявшей в островке месяц назад. Хотя представляю себе, сколько труда нужно, чтобы привести даже в такое состояние большие парки, коих в Лондоне достаточно. Да и изумрудные газоны найти все-таки можно, например, в Виндзорском замке, да в... ⇩


7. ...english frontyards. Ощущение, будто большинство англичан жизнь положили на благоустройство собственных лужаек. Что в Англии, что в Шотландии, видела всего парочку дворов-замухрышек, в основном каждый дом можно в восхищении фотографировать. И дело даже не в цветочках-лепесточках, их как раз-таки британцы не особо жалуют, некоторые даже вообще закатывают свои лужайки в брусчатку, ставят шезлонги, а снаружи сажают кусты и стригут их под параллелепипед. Удивительно. Вообще не представляю, что это за растения и как с ними обращаться, но зрелище завораживающее. 
(прошу прощения за качество, снимала на телефон)



8. Телефонных будок в Лондоне, да и в Эдинбурге (как, думаю, и в других городах) действительно более чем предостаточно. Буквально на каждом углу, разных цветов и размеров, хотя превалируют, тем не менее, красные будки, ставшие визитной карточкой Британии, и фигурирующие в виде самых разных предметов в сувенирных магазинах (видела даже жестяную упаковку Kit Kat). Однако на самом деле не похоже, чтобы британские коммунальные службы уделяли им много внимания: внутри ворохи рекламы сомнительных услуг, которую лепят где не попадя, да и честно говоря, я бы побрезговала дотронуться до трубки телефона. Но снаружи эта конструкция выглядит ничего и необходимый колорит создает.

 

9. Традиции уличной еды вызвали у меня недоумение. Это в принципе классическая схема «ресторанчик-столики снаружи», но если в Праге, например, это было нечто изящное, и у нас на Родине тоже является довольно милым зрелищем (хотя стены исторических зданий зачастую пронзают шурупами для того, чтобы установить веранды), то в Лондоне это какая-то жесть. Пабов и кафе очень много, у каждого стоит почти на тротуаре парочка столиков, огороженных хлипким заборчиком, и за каждым сидит втиснутый между стулом и столом лондонец сомнительного вида. Не знаю, мне не понять такого.


10. Tube, Лондонское метро очень-очень тесное. При всем уважении к мощи мысли британских инженеров, которым в свое время не только пришла на ум мысль погрузить растущий пассажиропоток столицы в вагоны и пустить их в подземных туннелях, но и которые сумели это все продумать, сконструировать и модернизировать с течением лет. Да. За это я снимаю перед ними свою воображаемую шляпу и кричу слова восторга. Но когда ты заходишь в вагон, понимаешь, что можешь дотронуться ладонью до потолка, и видишь вокруг лишь хитросплетенье рук и голов, то невольно трепещешь в приступе клаустрофобии, и с тоской вспоминаешь роскошные своды Московского метро. Хотя в общем, метро Лондонское примерно на 70% соответствует моим представлениям о современной и по-современному красивой системе метро. Еще из путевых заметок: 1) Лондонское метро  это настоящее подземелье, лабиринт в прямом смысле этого слова, по нему можно долго блуждать: идешь направо, идешь налево, платформа туда, платформа сюда, переходы с линии на линию, и везде толпы, толпы, толпы. Иногда кажется, что без провожатого со старомодным чадящим факелом, ты останешься в одном из коридоров навсегда и станешь местной достопримечательностью; 2) станции оформлены лаконично: милые мозаики и логотипы метро с названием станций, рисованные таблички, указывающие, где way out; 3) довольно дорогой билет, если ты не берешь карточку oyster или дневную travel card, то одна поездка в пределах первой зоны (а всего их шесть) составит 4,50 фунтов; 4) забавно, но на нашей станции Russel Square отсутствуют эскалаторы. Вместо них есть три громадных лифта, движущихся вверх и вниз со скоростью воистину слоновьей, да еще и один из них не работает, а также витая лестница, про которую табличка услужливо сообщает, что в ней 173 ступеньки, в общей сложности составляющих расстояние в 15 этажей (правда что ли?). В первый раз мы рискнули по ней спуститься, потому что не ведали о подстерегающей наши ноги опасности, а впоследствии использовали исключительно лифт; 5) на более отдаленных станциях-таки используют нормальные вагоны, мы ездили на одном из таких при поездке в Тауэр, но вагон по большей части идет на поверхности, и виды за окном довольно тривиальны.


11. Красные автобусы, даблдекеры, толпятся на каждой лондонской улице. Их действительно очень много, но при этом они невероятно коварны: останавливаются только если подать им знак рукой, либо внутри автобуса нажать кнопку STOP (при этом раздается мелодичный дин-дон). Водители автобусов абсолютные милашки (простите), без конца улыбаются, шутят, готовы помочь даже тем туристам, которые подали знак исключительно для того, чтобы спросить, как пройти куда-нибудь. Билет можно купить у водителя, в таком случае он будет в виде объемного такого чека, ну а можно купить в аппарате на остановке, используя мелочь. Билет будет картонным, а стоить будет  внимание  2,50 фунтов. Почти. Сто. Пятьдесят. Рублей. От этой цифры у меня кровь леденеет в жилах. Хотя, конечно, Лондон город большой. С верхнего этажа автобуса открывается исключительный вид на улицы, но нужно быть аккуратным, поскольку ваша остановка может подкрасться совершенно незаметно и вам придется быстро соскочить на первый этаж, а это может быть и кубарем, и вообще чревато. Впрочем, побывать в Лондоне и не покататься на верхнем этаже автобуса  непростительное ротозейство. Кстати, все городские даблдекеры абсолютно современны, хотя издают звуки примерно те же, что и наш до боли родной ЛиАЗ-5256 (у меня на одной из автобусных остановок даже приключилось что-то такое вроде когнитивного диссонанса, надеюсь, я не совсем оголтело употребляю этот термин), а вот овеянные легендами двухэтажные пучеглазые Routemasterы, эксплуатировавшиеся в Лондоне с 50-х, можно встретить сейчас только на туристических маршрутах частных компаний, а также на нескольких городских туристических маршрутах, вход в которые, как говорят, осуществляется по обычным городским билетам. 



12. Пешеходная инфраструктура в Лондоне вызывает у меня ужасающее чувство собственной умственной неполноценности. Я вообще не поняла, по какому принципу работают светофоры... они по большей части оборудованы кнопочными пешеходными переходами, но вот что происходит, когда пешеход подходит поближе и нажимает кнопку: на желтом агрегате загораются буквы WAIT и далее события могут развиваться по двум сценариям: 1) пешеход томительно ожидает минут пять, пока включится красный для всех автомобилей, потом переходит; 2) пешеход смотрит направо, налево, видит, что машин нет и переходит дорогу, насвистывая себе под нос популярную песенку. Так происходит в 80% случаев, можно увидеть захватывающие зрелища лондонцев, толпами шастающих на красный свет и вообще не задумывающихся о нажатии каких-то кнопок. Россияне в сравнении с этими попирающими общественные устои товарищами просто робкие, законопослушные агнцы.



13. Велосипеды. Вот так. Ве-ло-си-пе-ды. Это сакральное слово для Лондона, с недавних времен. Инфраструктура для велосипедов в Лондоне то ли не особо развита, то ли развита в некоих других пространствах, где мне не пришлось побывать (за исключением пунктов аренды велосипедов - они на каждом шагу, есть еще несколько светофоров и велосипедных дорожек), но велосипедист себя там чувствует примерно таким же хозяином положения, как и пешеход. И едет, на ходу делая снимки на айфон, на любой сигнал светофора, в любом месте, может пронестись перед самым твоим носом, когда ты только собрался занести ногу над пешеходным переходом, и ему в принципе на все плевать, и на твои ноги в том числе. 


14. Лондонский музей транспорта показался несколько ориентированным на детей (как и многие музеи в Лондоне, вообще-то), для них там предусмотрены разнообразные развлечения. Но если вы уже выросли из этих развлечений, вы все равно найдете чем себя развлечь. Особенный интерес, конечно, представляют выставленные на всеобщее обозрение единицы подвижного состава метро, автотранспорта, электротранспорта, в которые даже можно забраться, а если и нельзя, то все равно можно постоять на порожке. Особенный интерес представляет транспорт, в принципе не представленный теперь в городе. Я говорю конечно же о троллейбусе. Зрелище это потрясающее: двухэтажный троллейбус (да-да), усы которому поправляет пластиковый водитель. Рядом можно увидеть трамвай, сейчас непопулярный в Лондоне и курсирующий в отдалении от туристических тропинок. На стендах размещена интересная информация, которую также можно найти в официальном гиде, который действительно стоит приобрести, а при желании можно посетить выставку плакатов, рекламировавших метро когда-то много лет назад. Ну и конечно интересный сувенирный магазин, где можно приобрести магниты на холодильник в виде символа «Трубы» с названиями разных станций, а также в виде красного автобуса. Я себе еще ручку купила. 












15. Гайд-парк мы посмотрели мельком. В принципе, это место для того, чтобы неспешно прогуливаться, валяться на травке с друзьями, устраивать пикники, фотографироваться или веселиться с другой молодежью, занятой катанием на скейтах. Конечно, кроме этого он знаменит своей площадкой для публичных выступлений, где, как говорят, можно обрушить на публику мощь своей прогрессивной мысли, и публика у тебя в принципе будет (если ты, конечно, не призовешь к революции или еще чему-нибудь в этом роде, на этот случай наверное в кустах прячется парочка полицейских). В городе также имеются еще два больших парка, это Грин-парк, где располагается Букингемский дворец, а также Риджентс-парк, я там не была, и Кенсингтонские сады, интересные тем, что на их территории расположен Кенсингтонский дворец, резиденция принца Уильяма и Кейт, а также мемориал Альберта и приятный на вид прудик.




Кенсингтонские сады:







И немного Грин-Парка:



Собственно говоря, на этой ноте я заканчиваю первую часть своих впечатлений о Лондоне, надеюсь, тем, кто ее прочитал, было интересно. Надеюсь, в моем повествовании не будет неточностей, я основывалась на общеизвестных фактах, словах гидов и собственных впечатлениях. Специально не стала писать о погоде - во время нашего пребывания в Лондоне было очень тепло и солнечно, дождь пошел лишь один раз и нам не удалось покататься на автобусе с открытым верхом. Продолжение следует! В следующий раз будут музеи и другие заметки о Лондоне, которые не вошли в этот очерк.

Комментариев нет