Недалекое будущее. Старое мироустройство пало, и в Северной Америке воцарилась шаткая монархия Иллеа, невесту для наследного принца которой выбирают из лучших девушек страны. Впрочем, подать заявку может любая ― даже представительница низших каст, как, например, Америка Сингер ― «пятерка», чья семья зарабатывает на скудную жизнь искусством, лишь на две ступеньки выше самых низов общества. Подать заявку ее заставляют обстоятельства ― это поможет семье, мучимой безденежьем, хоть как-то остаться на плаву. К тому же дома ее ничто не держит ― она только что рассталась с любовью всей ее жизни, «шестеркой» Аспеном Леджером, который разорвал их помолвку, потому что не мог обречь свою невесту на жизнь еще более тяжелую, чем она видела в своей собственной касте. К тому же, она все равно видела его с другой...
Попав в роскошный королевский дворец, Америка думает, что ни за что не опустится до серьезной борьбы за корону, и уверена, что будет презирать напыщенного принца Максона. Во дворце ее держат разве что вкусная кухня и нежелание встречаться с бывшим. Но после неловкого знакомства с Максоном она не только меняет отношение к нему, но и заключает с ним соглашение о дружбе со взаимопомощью, а потом и вовсе начинает сомневаться, не влюбилась ли она в него. Ситуация усугубляется, когда в охраннике, представленном к ее покоям ― на дворец то и дело нападают повстанцы, недовольные режимом, ― она узнает Аспена, и понимает, что между ними тоже еще не все кончено.
Да-а, господа. В общем-то, книжка, конечно, смехотворная. Улыбку, если не гомерический смех, вызывает попытка американцев поиграться в монархию, которой их нация никогда не знала, разве что по рассказам полусумасшедшей пра-прабабки, пересекшей когда-то Атлантику в каюте третьего класса. Отсюда ― возмутительная неправдоподобность института монархии Иллеа и вообще всех геополитических перестановок, приведших к ее образованию. Да что тут говорить о геополитике! Сама идея воцарения в Штатах, да и вообще в любом государстве будущего, монархии настолько глупа, что я не могу ее даже серьезно анализировать.
По мере чтения вопросы к автору только копятся: например, почему артисты в Иллеа не только выделены в отдельную касту, но и каста эта «решительно голь, голь как есть по всей форме»?
Недоумение схожего рода вызывает и роскошь королевского дворца, особенно на фоне вопиющей нищеты 90% населения Иллеа, которое не в состоянии связать концы с концами. Что, «упрямый» и «свободолюбивый» народ Североамериканских штатов сдулся, так выродился, что революционные настроения его хилых потомков представлены лишь повстанцами, от которых отмахиваются, как от мух, мол, такие они неотесанные мужланы, что похищают книги из дворца, чтобы жечь из них костры. Понимаете, да? Живя в лесу они воруют книги, а королю хватает ума свято верить, что они всего лишь костры из них жгут и греются. Определенно, при таком раскладе народ Иллеа спасет только революция.
Короче говоря, я бы посоветовала автору прежде чем браться за такие серьезные размышления, сперва поработать над своими писательскими навыками. Произведение не просто написано бедным языком (если за это не следует отдельно отругать переводчика), особенно обидно наблюдать преступно плоских действующих лиц. Америка ― хабалка, поплевывающая на весь этот великосветский этикет (тут, кстати, стоит вспомнить, что это американское представление о королевском этикете) и кастовое расслоение Иллеа, за что и народ и принц от нее в восторге до поры до времени. Кстати говоря, во время чтения у меня возникла мысль ― а не сектантка ли госпожа Касс? Ну знаете, в Штатах повсюду проскальзывает тема религиозных сект, которые исповедуют невесть что. Ну не верю я, что Америка Сингер, девочка из беднейшей семьи, можно сказать, почти нищая, никогда не видевшая... как там у Lorde, "a diamond in a flesh", оказавшись в роскошном королевском замке вдруг вот так вот отказывается от украшений, косметики, нарядов. Даже от лака для ногтей. Рыжие рулят?
Наследный принц Иллеа Максон Шрив ― отдельная песня, трепетная птичка в золотой клетке, прекрасный лицом принц хоть и без белого коня, под рубашками которого бугрятся мышцы, от вида которых Америка теряет ход мыслей, который так возбуждающе неопытен с девушками, но в то же время очень серьезен, невероятно образован, озабочен интересами своего народа, его благородство подчеркивают, кроме всего прочего, четкие линии решительного подбородка, а прошлое отравлено отношениями с отцом. Впрочем, Максона автор выписала очень тщательно, я бы сказала, даже любовно.
Но и только. Остальные персонажи потрясающе, потрясающе картонные. Соперницы Америки по Отбору ― сплошь большегрудые блондинки, высокомерные и тупые как пробки. Ну или вот Марли, глупенькая, но очень красивая подружка Америки. Ее горничные, которые, кажется, в этой жизни интересуются только своей госпожой и исключительно искренне. Королева Эмбер, от которой все время исходит некая царственность, заставляющая Америку и других девушек ею восхищаться, хотя, по сути, вряд ли она говорит больше пяти-шести фраз за весь текст... Ну и, конечно, великолепная Селеста ― девушка, чья семья занимает высочайшее положение в обществе, развязная топ-модель, стерва, покачивающая бедрами, с бюстом на выкате. Откуда, интересно, такое поведение, если ей положено быть девственной, как детский румянец... Шаблон. Клише.
Не знаю, каким образом госпожа Касс умудрилась продвинуть свое детище в печать, но пиар-компания у него мощная: книгу причисляют не только к янг-адалту, что вполне естественно, но и к дистопиям, однако на самом деле совсем это не дистопия. Сравнения с другими книгами этого жанра, типа «Голодных игр» или «Дивергента» просто смехотворны, поскольку автор всецело сосредоточена на взаимоотношениях Америки и ее мужчин. А мужчины эти раздают ей авансы направо и налево, мол, жду тебя, хоть век буду ждать, пока ты определишься... О, нравы. Хотя принц, надо сказать, учудил. Вроде влюбился в Америку, а в это время искал ей замену на случай, если она выберет своего женишка из низов.
Удивительно также, что «Отбор» так же настойчиво его сравнивают с телешоу. Удивительно потому, что телевидения здесь мизерно мало: ну разве что дайджест Отбора показывают еженедельно по бесплатному каналу. Практика подобного подбора невесты для августейших особ истории известна, в том числе и истории российской. Так что, думается, если бы эта процедура вошла в традицию и доскрипела до наших лет, возможно, ее ход бы отражали на телевидении. Скажу больше: это сравнение кажется мне даже невыигрышным для книги, поскольку настоящие реалити-шоу и то куда интереснее ― конкурсанты подвергаются испытаниям, зарабатывают иммунитеты и каждую неделю кого-то исключают. От процедуры Отбора, описанной в книге, это ой как далеко, поскольку, как бы смешно это ни звучало, никаких правил Отбора нет и он может длиться как пару недель, так и пару лет. Каково, а?
Ну а самое главное, в этой книге вообще отсутствует сюжетная арка. Нет ни кульминации, ни развязки, ни в принципе саспенса. Я все ждала, когда там случится что-нибудь эдакое, но ничего эдакого так и не случилось. Такое я вижу впервые. По сути дела, на страницах книги вообще ничего не происходит... только метания главной героини, кого она все-таки любит и сможет ли быть королевой, многостраничный процесс превращения ее из деревенского пугала в нечто, напоминающее девушку, да парочка-троечка нападений повстанцев. Обычно книги этого жанра заканчиваются либо разрушением привычных для героев условий, либо их насильственного разлучения с ними, и было бы логично, если бы, скажем, пока парочка прогуливалась в саду, дворец в конце концов завоевали повстанцы и Америка с Максоном, спасаясь от расправы, оказались с в лесу, сражаясь за выживание. И об этом бы была вторая книга трилогии. Но нет. У автора в фаворе совсем другие события, и заканчивается все ― уж простите за спойлер ― тем, что Америка признается сама себе, что хочет остаться во дворце. Смысла в делении книг на тома при таком раскладе я не вижу. The end.
P.S. А еще Кира Касс ― мастер дурацких имен. Иллеа... Максон Шрив... Крисс... и мое любимое ― Америка Сингер. Хохочу.
Отбор ● Элита ● Принц & Гвардеец ● Единственная