Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной сережкой»

Никогда  не интересовалась исторической литературой, ни серьезными трудами, ни беллетристикой. Возможно, я не умею концентрироваться на плюсах, возможно я не умею абстрагироваться, возможно я невольно все проецирую на себя. Но я попросту отказываюсь видеть в хитросплетении веков лишь великолепие драгоценностей, платьев и причесок, благородство мужчин и женственность дам; я отчетливо вижу бессмысленность отдельно взятой человеческой жизни, лишения, террор бытовых условий, жестокость нравов. Представить на момент, что меня вырвали из привычной среды и поместили, скажем, в век семнадцатый... и душу сжимает ледяная рука страха и безысходности. В этом есть что-то невыносимое.

Это наверное странно, что мне в голову вдруг пришла мысль почитать «Девушку с жемчужной сережкой». И уж совсем странным кажется то, что начав читать ее с экрана iPad, я, оставив его дома и, следовательно, предвкушая скучную ночь в поезде, заглянула в маленький вокзальный киоск, и увидела там ее в бумажном варианте. Как это трогательно, думаю я сейчас, ведь она лежала там с 2011 года и ждала меня. И дождалась. Видимо, и правда всему свое время.

В центре сюжета находится полотно «Девушка с жемчужной сережкой». Северная Мона Лиза. Одна из наиболее известных работ голландского художника Яна Вермеера. Неизвестно, кем была эта оглянувшаяся через плечо девушка в странном головном уборе, однако считается, что это старшая дочь художника Мария. Тем не менее, осевшая в Британии американская писательница Трейси Шевалье предлагает нам свою версию: на картине изображена вовсе не Мария (в книге — Мартхе), а служанка Вермееров, и у картины этой сложная и драматичная история.

Итак, семнадцатилетняя Грета оказывается в услужении после произошедшего с семьей несчастья: отец, мастер по изготовлению изразцов, теряет зрение и больше не может обеспечивать семью. Хозяйка сразу ее невзлюбила, старшая служанка заревновала к талантам девушки и взъелась на нее, одна из дочерей, копия матери Корделия, строит совсем не детские козни, ну а руки грубеют от постоянной стирки. Да и хозяин, предмет восхищения девушки, совсем не обращает на нее внимания. Но Грета не рядовая служанка с кухни, бросающая взгляды на хозяйское серебро, она вхожа в мастерскую и ежедневно придумывает новые способы убирать пыль с предметов, которые рисует мастер, не перемещая их, а затем получает новое задание от хозяина: смешивать краски, да притом втайне от хозяйки. И вот, наконец, мастеру приходится написать ее портрет, чтобы оградить девушку от проблем и людских пересудов. У Вермееров никогда не было таких проблем с прислугой...

Пожалуй, эту книгу следует отнести к жанру легкой литературы, призванной скорее развлечь, чем просветить. Крайне сомнительно, чтобы девушка в 17-м веке изъяснялась так легко, как Грета. Как следствие, книга быстро и с удовольствием читается, не становясь в тягость. С другой стороны, книга может показаться чересчур привязанной к быту и слишком пастельной, лишенной ярких мазков. Однако в этом и заключается ее прелесть: происходит полное погружение в жизнь обычного человека из прошлого, не героя, не авантюриста, хотя есть одно но: Грета соприкасается с миром искусства, и желает быть его частью. Разумеется, этому не суждено сбыться. 

Повествование подернуто какой-то повседневной, бытовой печалью, с которой героиня давно свыклась. Грета смотрит в будущее трезво, с обреченным смирением: никогда не носить ей красивых накидок и украшений, в которых позируют хозяину богатые дамы, да и все, чего она может ожидать от своего  будущего — вечная стирка и уборка, красное от стирки лицо и растрескавшиеся руки, либо замужество, рождение детей и вечное же прозябание на рынке.  И это пугает! Ведь Грета явно кажется неглупой и даже одаренной, однако увидев ее за подготовкой красок, Ван Лавенгук восклицает: «Не будешь же ты ее еще и живописи учить!» Пол, социальное положение, происхождение — все это предопределяет судьбу героини и многих других девушек ее сословия.

Финал книги также подернут печалью, наверное всегда так бывает, когда автор возвращается к героям спустя несколько лет. Грета, конечно, оказалась очень везучей: не всем девушкам на ее месте удалось бы не только удержаться на плаву, но и относительно неплохо устроиться по мещанским меркам. Да и все мы знаем, что может произойти с молоденькой служанкой, если на нее обратит внимание хозяин, однако хоть она и довольно легко попалась на его крючок, скорее всего крючок оказался заброшен случайно. Мне вообще не понравился образ Вермеера. Мало того, что в голове шнырял назойливый киношный Колин Ферт, да еще и его моральные качества весьма сомнительны. Оно, конечно, Вермеер творческая личность, и все дела, но тем не менее, когда из-за тебя возникают проблемы у другого человека, а ты палец о палец не можешь ударить чтобы всего лишь разъяснить ситуацию... это странно и неправильно, особенно если речь идет о мужчине. 

Что ж, перейдем к итогам: «Девушка с жемчужной сережкой» — неплохой образчик беллетристики, интересный и легко читающийся. В принципе, я получила удовольствие от чтения, хотя финал несколько покоробил, но вины автора в этом нет. O tempora, o mores... 

P.S. Немного покоробили опечатки в тексте. Йохан — Иоганн, Алейдис — Айледис, и парочка других по тексту. Редакторы, если вы сейчас читаете это, — работаете вы спустя рукава! Вот так. 

Комментариев нет