Я никогда не была особенно легкой на подъем и склонной к путешествиям, но в последнее время моя любовь к комфорту и нежелание выходить из дома принимает угрожающий характер. Когда мне позвонили и сообщили, что нас вызывают сдавать биометрические данные в Британский визовый центр, я как раз смотрела с диска фильм, но в итоге так и не досмотрела его: настроение улетучилось, будто его и не было. Вот такая странная я, уникальный человек, которого расстроила перспектива отправиться на день в Москву, посетить выставку любимых прерафаэлитов и походить по магазинам. 

В столицу мы прибыли рано утром, часов в шесть, и, позавтракав, сразу отправились искать визовый центр. Найти его оказалось не сложно, как-никак, живем в 21 веке (объяснить бы это родителям), и в итоге нам пришлось ждать своей очереди четыре томительных часа, которые мы провели в парке на Плющихе и Саввинской набережной. Там, кстати, мне пришла в голову мысль, что Москва не очень-то отличается от других российских городов, по крайней мере, до тех пор, пока под ногами такой родной бугристый асфальт тротуаров и кривые желто-зеленые бордюры. :) 


Этап с визовым центром окончился довольно быстро, хотя и пришлось понервничать, потому как наш курьер с документами опоздал, и мы поехали в ГМИИ им. А.С. Пушкина, честно говоря, мне еще никогда не приходилось так много ездить на метро, сколько в этот день и, должна признаться, это очень утомительно, а эскалаторы вообще пугающие, хотя москвичи по ним скачут, как воробышки, пока такие как я с трясущимися коленками хватаются за поручни, которые как назло бегут быстрее... но в музей мы не попали. Потому что его чуть ли не по периметру окружала очередь. Ни разу не видела такой очереди в музей. Нет, неправильно, я вообще никогда не видела очереди в музей! В общем, мы немного постояли, солнце нещадно палило, и мы решили уйти. Но не могла же я уехать из Москвы и упустить такую возможность! В общем, через пару часов мы возвратились, когда солнце скрылось, очередь съежилась, и вскоре бдительные господа охранники впустили нас на территорию музея. 


Удивила стоимость билетов. Всего-то 400 рублей. Немногим дороже билета в кино... Студентам так вообще 200. И это за то, чтобы увидеть мировые шедевры живописи. Правда мне немного не понравилось, что внутри музей представляет собой некое подобие лабиринта. Ты заходишь в зал и думаешь: "Сначала я пройду по правой стороне, а потом пойду по левой". Но потом обнаруживается проход в другой зал. И в другой. И в другой. И везде разные выставки. Мне очень понравилось, как был оформлен зал с картинами Тициана, этот насыщенный винный цвет стен, нанесенные прямо на них комментарии к полотнам. И, главное, много свободного места, хотя посетителей было очень много. 

С прерафаэлитами было сложнее: большой процент экспозиции располагался на втором этаже  около лестницы и расстояние между картинами и балюстрадой было метра полтора, не более. Люди толпились у картин, к тому же, чтобы прочитать комментарий тем, у кого не было аудиогида (я кстати даже не поняла, где можно было его получить, как и программку, так все закрутилось с этими толпами), приходилось подходить поближе и наклоняться. Пару раз даже пришлось самым возмутительным образом наступить кому-то на ногу. Атмосферу не могли разрядить даже бдительные смотрительницы, с удивительной точностью высматривавшие в толпе смельчаков с телефонами и фотоаппаратами, одна даже, выговорив наглому мужчине с любительской зеркалкой, заявила, что будет за ним следить, не хватало только многозначительно ткнуть двумя растопыренными пальцами сначала в свою сторону, потом в сторону объекта наблюдения. Вышло бы эффектно. :) 

Большую часть экспозиции я посмотрела довольно бегло. Зато полотна прерафаэлитов постаралась рассмотреть как можно более внимательно, насколько это возможно, учитывая, что я совершенно не разбираюсь в живописи. Это удивительно: видеть на расстоянии вытянутой руки картины, которые до этого видел лишь в форме репродукций, замечать мельчайшие мазки и слои краски, трещинки в лаковом покрытии. Хотелось ходить и ходить по залам, возвращаться и снова рассматривать особенно красивые полотна. Правда, по большей части приходилось особенно не задерживаться, чтобы дать другим подойти поближе, а в конце  выставки мне даже удалось на пару минут пристроиться к группе с гидом, ожидая, пока они отойдут от The Awakening Conscience и у меня появится возможность увидеть что-либо, кроме лба изображенной на картине девушки. Ничего нового, впрочем, не услышала. 

Разумеется, были все известные произведения прерафаэлитов: начиная с Офелии и заканчивая Апрельской любовью. Однако мне показалось, что было слишком мало Данте Габриэля Россетти, особенно его работ с Джейн Моррис, разве что, Прозерпина... мне показалось, что на выставке был сделан акцент скорее на его рисунки, которые лично мне не очень нравятся (опять же, на правах возмутительно невежественного дилетанта). Форд Мэдокс Браун, например, был представлен своей неоконченной работой Take Your Son, Sir! (кстати, почему она не была закончена, комментарий к картине не сообщает), а самой известной его работы, Last of England, не было. Впрочем, хватит придираться, на самом деле, это нисколько не повлияло на мое восприятие выставки в целом. Так, в порядке маленького комментария.  

  

Остаток дня прошел в томительном ожидании: обратный поезд был только в 20:48 и ожидание скрасила только чудом оказавшаяся в маленьком книжно-газетном киоске "Девушка с жемчужной сережкой" Трейси Шевалье, которую я до поездки начала читать в электронном варианте (а разряжать аккумулятор было нельзя). И, честно говоря, у меня до сих пор болят ноги. Нет, путешественник из меня никакой... 

Комментариев нет