The Maze Runner: vol. 2, vol.3

Все-таки, несмотря на что-то вроде негласного правила заключать свои литературные излияния в форму трилогии, редкий автор YA-литературы способен на протяжении трех томов поддерживать в читателе  интерес. Думается, причина в том, что их потенциал иссякает еще на первом томе, а второй и третий том пишутся по инерции, для галочки, для гонораров, и до того бесплотны, что источают почти физическую немощь. 

Но из всякого, пусть и негласного, правила бывают исключения. 

Второй том трилогии "Бегущего в лабиринте" - "Сквозь Топку" или в официальном переводе "Испытание огнем", вышел куда более удачным, нежели его предшественник. Не думала, что такое бывает! Да, разумеется, в первой части интерес читателя, пусть даже чисто спортивный, подогревала загадка лабиринта. Во второй книге интрига, можно сказать, отсутствует, но, знаете, погоды это не делает: эта книга куда более динамична, в ней больше событий, и читается она на одном дыхании. Плюс, по всей видимости Дэшнер усовершенствовал свои писательские навыки и на страницах "Испытания огнем" появляются как изобразительно-выразительные средства языка, так и кое-какие толковые описания. Кроме того, книга весьма недурно сбалансирована: имеется и зачин, и кульминация, и вообще все как надо. 

О сюжете: вырвавшись из Лабиринта, приютели попали из огня да в полымя. Спасенные из штаб-квартиры ПОРОКа, ставившего на них жестокие научные эксперименты с самого детства, ребята вскоре обнаруживают, что ПОРОК вовсе не оставил их в покое и все еще держит на крючке. Теперь могущественная организация обещает бывшим приютелям свободу, как только они пройдут последнее, завершающее испытание - пересекут выжженную вспышками на Солнце местность, когда-то бывшую Мексикой, а теперь недвусмысленно называемую Топкой. Добравшись до некой Мирной Гавани, ребята получат лекарство от искусственного вируса, в хаосе, последовавшем за вспышками на солнце, вырвавшегося из правительственных лабораторий и планомерно уничтожающего население Земли, и которым, как уверяет представитель ПОРОКа, намеренно заражены все выжившие участники эксперимента. 

Всего лишь пересечь Топку? Не тут-то было. На своем пути ребята сталкиваются с самыми извращенными порождениями фантазии ПОРОКа, а Томасу не дает покоя исчезновение Терезы, насильно отделенной от группы приютелей, и загадочные слова, выжженные на его спине,  гласящие, что он должен быть убит другой группой, на которой ставил эксперименты ПОРОК... И эти слова грозят быть воплощенными в реальность, когда группа приютелей со своими новыми знакомыми - обязавшимися перевести их через опасный город, кишащий хрясками, Хорхе и Брендой, встречают другую группу, состоящую из девчонок, среди которых и Тереза. И теперь она ненавидит и хочет убить его.

Тереза, Тереза, Тереза... Во второй книге автор делает одну очень важную вещь: производит замену персонажа Терезы на персонаж Бренды. Замена эта окончательная и бесповоротная, и, пожалуй, несколько угловатая, несмотря на то, что Бренда довольно интересный персонаж. Этот ход автора составляет один из главных минусов книги, на мой взгляд: мне очень не понравилось то, как автор в итоге "слил" кульминацию антагонизма Томаса и Терезы. Я понимаю, что создатели просто проверяли, как поступит Томас, когда почувствует себя преданным, сохранится ли его стремление к выживанию даже в такой ситуации. Но требовать от Терезы запихнуть Томаса в некую комнатку, высеченную в стене, только для того, чтобы вылечить его от травм, нанесенных для этого самой Терезой? :) Это как-то странно, извините. Я почувствовала только недоумение.

В книге вообще много поистине бредовых сюжетных ходов, которые, хотя и делают чтение увлекательным, вызывают какое-то фоновое недоумение. Например, все эти "пугалки" первой части, являющиеся необъяснимыми с точки зрения физики, наподобие внезапно появляющейся каменной кладки на месте оконных проемов или выжженных меток на шеях героев. В конце автора тоже "понесло" и его фантазия породила каких-то роботов, с которыми нужно было сразиться. Да, читаешь с интересом, но порой ловишь себя на мысли, что за бамбук курил автор? Вопрос, впрочем, риторический.

Улучшение писательских навыков автора раскрывается неожиданным образом и на развитии персонажей. Так, основной вес переносится на Томаса и Бренду, предавая почти полному забвению других приютелей, в том числе полюбившегося еще с первой книги Ньюта, так что говорить об их развитии не имеет смысла. Однако если кто и претерпевает изменения на страницах этой книги, так это Минхо, хотя изменения эти не сказать бы, что в лучшую сторону: из молчаливого, уравновешенного предводителя бегунов он превращается в наглого сквернослова, призванного, видимо, немного развеселить читателя. Вот уж воистину, занят был человек, а теперь у него появилось слишком много свободного времени! Для меня после этого Минхо практически полностью утратил интерес. 

Однако, как я уже отмечала выше, одним из главных "достижений" Дэшнера в плане развития персонажей, является "слив" Терезы, который по идее должен был лишь наметиться в "Испытании огнем" и получить развитие, а затем и финал, в завершающем томе трилогии, но фантазия автора завела его не в ту степь, и в итоге он наворотил много чего лишнего. К сожалению, во втором томе истории, происходит фактический разрыв отношений Терезы и Томаса, которые уже никогда не будут прежними. Вообще-то говоря, я Томаса понимаю: я сама, как читатель, более не смогла поверить ни единому ее слову.



С этого ощущения началась для меня и последняя книга трилогии. ПОРОКу нельзя верить. Или... нужно? В этом плане завершающий том мое читательское "Я" совершенно измучил: чуть ли не на каждой странице автор выдавал огромное количество информации, а я думала, что ничему, ни-че-му из этого нельзя верить. Честно говоря, лучше бы так оно и было.

Третья книга трилогии явно написана на скорую руку - подозреваю, что автор потратил все отведенное ему издательством время на подсчет гонораров, а львиную долю текста настрочил в ночь перед сроком сдачи рукописи.  На ее страницах пышным цветом расцветают логические несостыковки самых разных масштабов. Начиная от банальных, вроде того, как Томас взял за руку Терезу и побежал, а прибежал не с Терезой, а с Брендой, ну или того, как Томаса высадили у штаб-квартиры порока, расположенной ни с того ни с сего в северных лесах, где якобы нет никаких хрясков, тогда как мы отлично помним, что все кишело ими, когда ребята вырвались из Лабиринта. Масла в огонь подливает и переводчик sonate10, делая сноски к каждой несостыковке и неоднократно повторяя, как их много в тексте. Но это все только цветочки. 

Грустно это осознавать, но автор банально не справился со своей задумкой. Он сам не понял масштаба ПОРОКа, не смог объяснить элементарных порядков придуманного им постапокалиптического общества, наконец, залез в ту область науки, в которой ничего не смыслит. Хорошо, про науку, пожалуй, и я промолчу, так как понимаю не больше Дэшнера, но об остальном я бы хотела высказаться. 

Итак, не устаю повторять, технологии будущего - очень опасный тонкий лед для писателя, поскольку они дают его фантазии такие широкие возможности, что простейшие, элементарнейшие вещи ускользают из его внимания. Во-первых, зачем ПОРОКу понадобилось разбрасываться людскими жизнями тогда, когда каждая их них на счету, особенно жизнь человека-иммуна. Зачем нужно было строить реальный лабиринт, тогда как можно было ограничиться... голограммой? Галлюцинацией, вызванной медикаментами? Зачем нужно было убивать участников эксперимента по-настоящему? Ах, ну да, без этого не было бы книги.  Во-вторых, считается негуманным убивать заразившихся, однако неужели отправлять их в рассадники хаоса - санатории и брошенные города, это гуманно? Не лучше бы было "удалять" их? Тогда, возможно, получилось бы и сокращать темпы распространения болезни. В-третьих... Стоило автору упомянуть о еще одной группе приютелей, состоящей из девочек, я логично предположила, что их отбирали для того, чтобы впоследствии скрестить между собой самых сильных. И, хоть эта гипотеза в итоге подтверждения не получила, почему ПОРОК не подумал об этом в первую очередь, прежде чем бросить десятки подростков в лабиринты и приняться за многолетний труд по изучени их реакций. Ведь это технологии даже не будущего, а вполне настоящего - и сейчас существует искусственное оплодотворение, клонирование. Да какая в конце концов разница, самые ли они сильные или самые слабые, для увеличения популяции всякие сгодятся, лишь бы были иммунами. Не время, знаете ли, для евгеники.

Однако на этом алогичность текста не исчерпывается. Вызывает недоумение искусственное упорство Томаса в борьбе с ПОРОКом. Оно совершенно иррационально, так как ПОРОК, несмотря на все, что он делал в прошлом, предложил ему совместную разработку лекарства от болезни - а ведь к тому моменту это стало для Томаса личным делом. Но вместо того, чтобы уцепиться за эту возможность, он пускается в бега, при этом не имея никакой альтернативы, и в итоге книга сводится к тому, что он приходит к тому, с чего начал. 

Стоит отметить и план "Б". Задумывался ли он ПОРОКом изначально или... задумывался изначально за исключением одной-единственной мелочи - вторжения оппозиции? Если первое предположение верно, то на кой... ПОРОКу понадобилось запихивать иммунов, жизни которых - самый ценный ресурс, в разрушающийся на глазах Лабиринт, напускать на них гриверов, а потом еще радоваться, что в безопасном убежище оказалось 200 иммунов, ах какое это достижение. Да уж, действительно, особенно учитывая, что изначально их было 400-500.

Ну и самое главное... так ПОРОК - это хорошо или нет?! Нет ответа на этот вопрос. И не может быть, потому что см. второй абзац. 

Конечно, нельзя объять необъятное, но начиная с первой книги, Дэшнер выбирает себе закономерных "любимчиков" среди персонажей и рассказывает преимущественно о них одних. Мы в курсе глубинных переживаний Томаса, который так легко, по мановению пера автора, отрекается от своего прошлого, язвительно плюемся в сторону Терезы, пытаемся составить мнение о Бренде, может даже хихикаем над выходками  Минхо. Однако о большинстве глэйдеров мы так ничего и не узнали, не узнали даже их имен. Большинство из них, видимо, сгинуло в битве с гриверами, а автор ограничился рассыпанными тут и там фразами наподобие "среди них не было близких друзей Томаса". Правильно. Ведь их он оставил, так сказать, на сладенькое. 

Наверное, я никогда не смогу простить Дэшнера за то, что его извращенная фантазия сотворила с Ньютом. Несмотря на то, что я понимаю, почему он это сделал, я не принимаю и никогда наверное не смогу принять эту циничную расчетливость, с которой он сначала ввел в сюжет такого замечательного персонажа, ожидая, что читатели его полюбят, чтобы затем он мог его укокошить, наслаждаясь звоном сыплющихся на пол осколков читательских сердец. Впрочем, возможно хоть каким-то утешением должен служить тот факт, что Дэшнер расстарался и уделил Ньюту целую сюжетную линию, каждая строчка в которой - как острый предмет, проворачивающийся в плоти, они так пронзительно написаны, что отпечатались в сознании (мое воображение поработало на славу). А не "слил" его, как в случае с Терезой, которой в сухом остатке уделено было не больше абзаца. С сожалением вынуждена констатировать, что персонаж Терезы Дэшнеру категорически не удался. Образ Терезы скорее понимаешь разумом, чем чувствуешь сердцем. А пытаешься представить ее - и она расплывается, подернутая густым туманом. Она ненастоящая. Вот вся проблема. Как, впрочем, и ее "суррогат" - боевая девчонка Бренда, о которой можно столько написать, но текст этот будет сухим, и безэмоциональным, потому что Бренда тоже ненастоящая, хоть и чуточку поживее Терезы. 

Но вот в чем штука. Даже написав все это, у меня язык не поворачивается назвать трилогию слабой. Нет, она не слабая. Совсем не слабая. Вторая книга трилогии, несмотря на буйную фантазию Дэшнера, куда удачнее первой, ну а третья, при всех своих минусах, казалось бы, свойственных завершающим томам трилогий, не производит такого же удручающего впечатления. Даже она не слабая, а просто какая-то... бестолковая. Поэтому если бы у меня была возможность, я бы посоветовала товарищу Дэшнеру, в перерывах между подсчитыванием гонораров, собраться с мыслями и переписать третью книгу трилогии. Пожалуй, это было бы самое мудрое решение.

Почему я уделяю столько внимания этой трилогии, вместо того, чтобы заклеймить позором ее автора? Ответ прост: я не смогла остаться равнодушной к истории этих подростков (или целого поколения? целого мира?), которые должны были жить обычной жизнью, но при словах автора "там они смогут начать новую жизнь", по спине бежит холодок и ты понимаешь, что просто не можешь представить их в обычной жизни. Слишком многое пришлось им пережить. Про Ньюта вообще молчу. Называйте меня глупой, но меня все это и правда очень тронуло.

Моя подруга, которая тоже прочитала всю трилогию и осталась от нее в восторге, выслушав все это, сказала, что я слишком близко к сердцу восприняла эту историю. И это наверное правда. Так близко восприняла, что даже больно. На момент написания львиной доли текста, с тех пор, как я перелистнула последнюю страницу, прошла неделя, а приютели так и не шли у меня из головы, никуда не спешили картинки Ньюта, наблюдавшего за Томасом посреди опустевшей автотрассы. И прошла еще не одна неделя прежде чем они начали постепенно "выгорать". И тогда думаешь, что лучше уж просто интересная история, где нечему сердца потревожить, чем так. Честно.

P.S. Приквел истории, "Ордер на убийство" решила не читать, впрочем, ознакомившись для порядка с прологом и эпилогом, в которых речь идет о героях основной трилогии. Вердикт: автор мог бы вообще ничего не писать. Полнейшая ерунда и переливание из пустого в порожнее, не добавляющие новых штрихов к старой истории. 

4 комментария

  1. Гульнара, меня эта трилогия тоже зацепила. Первые две части я читала с восторгом, ну а третья, да, по мне так не удалась. И конец мне абсолютно не понравился. А про милого Ньюта я вообще молчу(((( Спасибо большое за отзыв, очень интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. вам спасибо, что прочитали! а как бы вы предпочли, чтобы закончилась эта история?

      Удалить
    2. Давай на ты? Мне понравилось, как ты пишешь, поэтому читала с удовольствием)))
      По моему мнению для такой трилогии, где многое было не ясно, много было недосказанностей, непоняток, где приходилось многое додумывать, конец слишком быстрый и скомканный. Как ты и говоришь: задумка у автора грандиозная, а по факту - пшик.

      Удалить
    3. ох, извини за отсутствие) завалы на работе.
      видишь, мы уже на ты!
      во-первых, спасибо за похвалу, когда я слышу такие отзывы, меня это очень мотивирует на то, чтобы продолжать работу над блогом. во-вторых... вот обидно, да? как так можно было. а самое главное, я думаю, а как же работа редактора? припоминаю, как Джоан Роулинг рассказывала о том, какие советы ей давал ее редактор, а у Дэшнера видимо либо не было толкового редактора, либо он был не совсем толковым. ;)

      Удалить