«Север и Юг» | North and South [2004]


Выдалась мне как-то возможность посмотреть экранизацию самого, пожалуй, известного романа англичанки Элизабет Гаскелл, жившей и творившей в 19 веке, под названием «Север и Юг». Непосредственно перед просмотром я купила книгу, но не прочитала к моменту просмотра (забегая вперед – не прочитала и сейчас, у меня процесс от «хотелки» до осуществления замысла долгий). О сюжете также имела нечеткое представление, казалось мне, что это должно быть что-то о любви совершенно разных, как север и юг, людей. Отчасти так и оказалось, но все по порядку. 

Итак, семья Маргарет претерпевает не лучшие времена: отец ее, бывший викарием в одном из сонных городков южной Англии, разочаровавшись в религии, решает податься в учителя и, по приглашению своего друга, прибывает в северный промышленный город Милтон; мать, да и сама Маргарет, сожалеет о необходимости покинуть свой дом и как-то жить в холодном и недружелюбном городе, где одни только фабрики, здания из прокопченного камня и вечно затянутое облаками небо. Друг отца оказывается владельцем ведущего завода по обработке хлопка по имени Джон Торнтон, и с первого взгляда зарабатывает неприязнь Маргарет – резкий, холодный, неприятный, хотя и невероятно уважаемый в городе человек, удивительно честный и поэтому жесткий со своими рабочими. 

Жизнь в городе идет своим чередом, однако лучше не становится. Дела отца идут скверно, местная верхушка нуваришей отказывается принять семейство Хейлов, ведет себя высокомерно и недопустимо, к тому же оказывается, что Джон Торнтон полюбил Маргарет, отчасти, конечно, против своей воли. Конечно, она отвергает его предложение: при всем уважении, не может такой человек, как он, составить ей партию: она видела своими глазами, как он ударил работника своей фабрики за то, что тот курил на рабочем месте, она сдружилась с Николасом Хиггинсом и его больной дочерью Бесси, и знает, что вместо того, чтобы пойти им на встречу после стачки, он просто уволил всех, осмелившихся его ослушаться; она разговаривала с ним и поняла, что решительно отвергает привычные для него ценности. Однако впоследствии и Маргарет, и Торнтону предстоит в корне пересмотреть свое отношение как к окружающему их миру, так и друг другу. 

Думаю, не ошибусь, если скажу, что сюжет приближен к книге – настолько он подробно и скрупулезно смакует каждый элемент сюжета. Но это – лишь фасад, тщательно оштукатуренный и покрытый краской, украшенный искусной лепниной, сверкающий свежевычищенными окнами. Но давайте заглянем со двора… Меня поражает, что у фильма Север и Юг на kinopoisk.ru такие высокие рейтинги. Обычно это обстоятельство уверенно говорит о том, что фильм является практически произведением искусства, но, видимо, не в этом случае. Просмотрев все серии Севера и Юга, я, не колеблясь, поставила ему твердую семерку, потому что на большее лента не тянет, а низкая оценка была бы необъективной.

Первая моя претензия– это Даниэлла Денби-Эш, выбранная на роль Маргарет Хейл, и все, что с ней связано. Какие ей были выбраны наряды, прическа, весь образ в целом. Насколько я поняла, по книге Маргарет – все-таки леди, она должна держаться с достоинством, в кино-Маргарет достоинства, прямо скажем, не видно. Она с подобострастием заглядывает в глаза матери Торнтона, кажется испуганной, будто служанка, застуканная в парадной, куда слугам с кухни вход воспрещен. Да и на фоне властной матери Торнтона кажется невзрачной гувернанткой. При виде некоего поражающего ее воображение события - например, избиения Торнтоном одного из рабочих, - ее лицо приобретает классические удивленно-раздраженные черты, которые мы видели уже много раз до нее: брови ползут вверх и изгибаются в некоем подобии разочарования во всем мире, глаза выпучиваются, рот то удивленно открываются, то оскорбленно поджимаются губы. Не очень меня порадовала и внешность Даниеллы, она, конечно, красивая, но лицо ее не благородно, лишено свежести и выразительности, плюс ко всему, актриса за время фильма очевидно прибавляет в весе, что заметно невооруженным взглядом. 

Вторая моя претензия, быть может, необоснованная, ибо книгу я не читала, это вехи развития сюжета, слишком тесно переплетающиеся с «Гордостью и предубеждением». Уж очень все вышло похоже, хотя, конечно, похоже в общем, а не в частном… Да и Торнтон у Ричарда Армитэджа (о, что за фамилия!) вышел уж больно похожим на мистера Дарси из «Гордости и предубеждения»  - то же непроницаемое лицо, практически не меняющееся на протяжении всего фильма, притворное благородство и гордость, а на деле лишь гордыня и нежелание как следует вникнуть в суть вещей. Только в конце он снимает эту маску и вдруг ни с того, ни с сего становится очаровательным романтичным парнем, расхаживающим в одной рубашке, лучезарно улыбающимся и нюхающим цветочки, а потом целующим Маргарет прямо на станции. Ага. В конце XIX века, в эпоху викторианства. Признаюсь, меня это немного покоробило, так как показалось недостаточно достоверным. Конечно, нравы уже преодолели пережитки эпохи регенства, но до сексуальной революции еще далеко. Хотя для романтически настроенных зрительниц сериала - как раз то, что нужно.

Ну и, наконец, последняя, третья претензия. Отсутствие в этом фильме очарования. Да, я с интересом его посмотрела. Может быть даже пересмотрю, если будет такая возможность и желание. Но ощущения мои от этого сериала просто несравнимы с ощущениями от просмотра того же мини-сериала «Гордость и предубеждение» 1995-го года. Оглядываясь назад, я не вижу чего-либо очень раздражающего и заставляющего возмущенно плеваться, вспоминая кадры из фильма, но чего-то явно не хватает. Восторгов по отношению «Севера и Юга» я решительно не понимаю. 

          

Ну и небольшое резюме. Несмотря на мои придирки, мини-сериал «Север и юг» входит в золотую коллекцию современных фильмов BBC. Так что посмотреть его определенно стоит, не буду кривить душой. Если хотите занять пару вечеров – самое милое дело.

Комментариев нет