Лорен Оливер «Делириум»


На волне «Голодных игр» потянуло меня что-то на young adult. Выбор каким-то неведомым образом пал на «Делириум» Лорен Оливер, который в то время был достаточно популярным на LiveLib. 


Антиутопическая часть романа достаточно стереотипна. Начнем с того, что она ведется от первого лица в настоящем времени — где-то мы это уже читали... Например, в небезызвестных Голодных играх, Дивергенте, да и других книгах жанра. Старый мир разрушен до основания, а на его руинах был построен дивный новый мир, где каждый гражданин по достижении 18-и лет проходит через операцию и становятся свободным от страстей. Любовь там ― это опасная болезнь Амор Делирия Невроза, а пространство новых атлантов Соединенных Штатов Америки ограждено от Дикой местности, населенной не прошедшими операцию и страдающими делирией заразными, гудящим электричеством забором. Там царит половая сегрегация для подростков, там на вопрос «твой любимый цвет» непозволительно ответить «цвет неба на рассвете», а всех несогласных либо расстреливают, либо заключают в психиатрическую больницу. Впрочем, есть и те, кто пересекает границу, в обоих направлениях: кто-то, чтобы избежать операции и мрачной перспективы лишиться возможности испытывать чувства, а кто-то — дабы вести подпольную борьбу за свободу. 

В этом мире и родилась Лина. Она появилась в необычной семье: на ее мать операция не подействовала и в итоге она покончила с собой, оставив дочь на попечение степенной тетушки Кэрол со стеклянными глазами. С детства Лину подозревают в неблагонадежности, да и она сама рада стараться. Искренне желая скорейшего проведения операции, Лина вдруг знакомится со странным парнем по имени Алекс и вдруг обнаруживает себя по уши влюбленной в него и отчаянно желающей избежать процедуры, чтобы не потерять его навсегда. 

В общем и целом, Делириум, конечно, до тех же Голодных игр, откровенно говоря, не дотягивает. Менее увлекательно, менее насыщенно событиями, под завязку наполнено клише. Взять хотя бы главную героиню Лину ― невзрачная, считающая себя некрасивой, забитая в школе девочка, в которой читательницы романа могут узнать себя либо ту самую странную девочку, которая сидит в школе на последней парте, одетая в худи серого цвета. Затем следует сахарный манифест книги - тебя, такую простенькую, находящуюся в тени лучшей подружки Ханы, полюбит какой-нибудь мальчик-красавчик типа Алекса, будет говорить, что ты красивая, будет целовать тебя и обнимать, и ты поймешь, что ты невероятно прекрасна. Ну да. Я называю его сахарным, потому что это, согласитесь ведь, неправда. Впрочем, мы ведь имеем дело с типичным американским продуктом, а для этой страны подобные темы и манифесты вполне обычное дело. Поэтому даже постепенная эволюция Лины, которая из застенчивой пугливой девочки превращается в мужественную девушку-воительницу, воспринимается как часть этой грандиозной американской пропаганды. 

Однако Лорен Оливер, написав книгу в жанре young adult, все же выложилась не полностью. Она поднимает важные для подростков темы, такие как протест против социума, секс, любовь. Только вот одной темы она старательно избегает: это гомосексуализм. Не знаю, почему, но на протяжении всей книги я задумывалась: ну да, половая сегрегация, мальчики с мальчиками, девочки с девочками, но ведь подростковый возраст это еще и половое созревание, гормоны бурлят, и неужели во всей этой обстановке никто никогда ничего? По идее, это нужно было предусмотреть. Да и тема однополых отношений в подростковой среде также достаточно актуальна, по крайней мере, мне так кажется. Но в «Делириуме», по всей видимости, она либо игнорируется, либо презюмируется, что ее вообще не существует. И не думаю, что стоит говорить о том, что жители Портланда имеют такую уж информационную вату в головах, что даже не задумываются о том, чтобы нарушать запреты (тем более что я говорю в том числе и о государственном регулировании отношений между одним полом), потому что мы сразу вспоминаем Лину, которая не дождавшись операции, наплевала на правила и влюбилась в Алекса, мы вспоминаем Хану, которая слушала запрещенную музыку, ходила на концерты и заходила на подпольные веб-сайты, что, кстати, я считаю одной из наиболее интересных сюжетных линий книги. 

И кстати о Хане. На протяжении всей книги я ее в чем-то подозревала. Сначала в том, что именно она первой влюбится и будет замечена за неподобающим занятием с нарушением половой сегрегации, затем ― что именно она «настучала» на Лину и Алекса, из-за чего их и схватили. Пока еще неизвестно, навсегда ли мы распрощались с Ханой с окончанием первой книги трилогии, либо она еще появится впоследствии, но, пожалуй, я продолжу думать так. 


Одного я не поняла, даже дочитав книгу ― зачем государству регулировать такую сферу как любовь? Тем более, что у Оливер любовь романтическая сплелась с любовью к Родине, семье, всему. По идее, симптомы делирии чисто романтические. Однако мы знаем, что запрещены любые проявления любви и чем дальше, тем большими подробностями и запретами обрастает эта история. Даст ли Оливер объяснение ― не знаю, а пока почитаю следующую книгу цикла — «Пандемониум». 


Комментариев нет