Нет, ну это просто надувательство какое-то, скажу я вам.
Оскорбленно округляли глаза, обещали шокирующие «запретные наслаждения», твердили про грязную фантазию автора, а на деле вышел какой-то учебник «Секс для начинающих», повествующий о постельном ликбезе главной героини - ну за исключением пары эпизодов. Хотя, признаюсь, такого обилия актов любви на сто страниц я не видела нигде, и к концу трилогии уже начинала обреченно подносить руку к лицу и вздыхать тяжко и протяжно — «Опяяяять».
Но по сабжу: несмотря на достаточно любительский стиль, атрибуты легкой литературы, шаблоны и клише, незатейливый сюжет, вся эта история вполне могла бы иметь право на существование. Могла! Если бы:
1. События не развивались так стремительно. Вся трилогия, под завязку забитая разнообразными событиями, заняла крошечный временной отрезок в пару месяцев. За эти полгода героиня успела лишиться девственности, претерпеть несколько домогательств, окончить университет, получить работу в издательстве, познакомиться с Кристианом, уйти от Кристиана, вернуться к Кристиану, провести с ним несколько захватывающих уик-эндов, познакомиться с его семьей, побывать в Джорджии, поскандалить с миссис Робинсон, вляпаться в несколько криминальных историй, ну и, конечно, научиться пользоваться электронной почтой и выйти замуж, а также выдать замуж и женить всех вокруг: лучшую подругу, брата подруги, сестру мужа, брата мужа.
2. История не была бы настолько романтизирована. Все впервые не только для скромницы-девственницы Аны, но и для прожженого эксперта в области секса Кристиана. Она словно «берегла себя для того самого единственного (или как в таких случаях говорят)», а он впервые ложится с ней в постель спать, впервые влюбляется, впервые признает «ваниль», впервые объявляет ее своей подружкой, и так далее. Куда лучше было бы, если Кристиан вначале испытывал к Ане исключительно плотские чувства, использовал ее для собственных целей, а потом, после ее ухода, по прошествии некоторого периода времени, осознал, что она ему нужна.
3. После длительных монологов Аны в голове не возникал бы безмолвный вопрос «што?». Ну вот не согласна я, что все бабы дуры. А Ана ведет себя как дура. Точнее, и ведет и рассуждает. «Ах, согласиться ли мне на контракт? Согласиться или не согласиться... Это нужно Кристиану! Скажу, что согласна. А потом напишу в мейле, что не согласна, гы». Это примерный перечень ее метаний первого тома. Далее на повестке дня: «он меня любит! А вдруг нет? А вдруг он меня разлюбит... он обязательно меня разлюбит». Возможно, один раз подобные размышления выглядели бы и уместными, но когда одни и те же соображения муссируются героиней на протяжении всего текста, хочется уже схватиться за голову, страшно возопить и бросить книгу в воображаемый камин, как это, возможно, делали наши предки. Но камина у меня не было и приходилось читать.
4. Собственно, герой-любовник Кристиан собственной персоной. Упрекните меня в недостатке фантазии, но я так и не смогла сложить у себя в голове его образ. Он как лоскутное одеяло: скульптурные губы, красивая внешность, от вида которой у дам розовеют щеки и теряется нить разговора; идеальное тело, бугрящиеся под одеждой мышцы, медные волосы, прозрачные серые глаза, меняющиеся в зависимости от происходящего, внушительных размеров... кхм. Другими словами, ну не складывается этот простенький с виду паззл! Да и Йен Сомерхолдер, который, вроде, выражал к этой роли интерес, в качестве Кристиана не представлялся совершенно.
Не говоря уже о его характере и поведении. Возвращаясь к изшлишней романтичности текста, Кристиан, в постели жесткий и даже обаятельный, флиртуя с Аной, становился каким-то странным. Словно все его обаяние вдруг испарялось. Все эти его сардонические «Ах, мисс стил» выбиваются из общей картины. Ну или может это перевод такой...
В общем, хоть определенный образ кое-как сложился, пусть и подернутый дымкой, пусть и расплывающийся, словно во сне. Но на мой взгляд, можно найти куда более яркие примеры похожих в чем-то персонажей — того же Деймона из «Дневников вампира», даже Брайана Кинни? Ну а что, они кажутся на этом поприще куда более убедительными. И все изменения в них происходят не с бухты-барахты, как в Кристиане.
Впрочем и образ Аны не лучше - она представляет себя как серую мышь, девушку с нескладными формами подростка, но в «Оттенках Кристиана» автор пишет о ней, как о миниатюрной, очаровательной девушке, пусть и скверно одетой (хотя после знакомства с Кристианом и замужества, ее вкус не изменился, думается мне). Но все равно, как-то странно, что Настьку нашу возжелали все мужчины в радиусе полторы тысячи километров, начиная от друга детства Хосе и заканчивая другом и, по совместительству, психотерапевтом Кристиана, богачом и красавчиком доктором Флинном (а еще Итан сначала вроде бы не против, Клейтон — замечен за предложениями руки и сердца, Джек Хайд).
Фух, что-то растеклась я мыслию по древу. Пора и честь знать! Поэтому подведем наши неоднозначные итоги: даже и не знаю, понравилась мне эта трилогия или не понравилась. Вроде бы нужно побежать туда же, куда и все, и заявить, что фу и что ничего особенного, но факт есть факт, прочиталось с интересом(особенно переписка Кристиана и Аны — на удивление остроумно), сексуальные сцены сначала казались довольно забавными... ключевое слово «сначала». Автор это, кажется, также поняла и принялась потихоньку их сворачивать, традиционным голивудским жестом отводя в сторону камеру.
В общем и целом история кажется, конечно же, сфабрикованной. Описанные г-жой Джеймс события — не более чем сказка, учитывая различия в социальном и материальном положении героев. Слишком это похоже на типичные женские грезы: первая любовь навечно, красивый и понимающий мужчина, богатство, большая счастливая семья. В общем... я так и не смогла снизить оценку последней части, несмотря на то, что дочитывала ее буквально из-под палки. Не знаю, не могу я разочаровываться счастливым концом, где у всех все хорошо и все счастливы. Рука у меня не поднимается.
Ну и в качестве заключения: искренне не понимаю, почему г-жа Джеймс, родившаяся и проживающая в Британии, перенесла действие трилогии в Штаты. Пусть бы все происходило на Туманном Альбионе, в славной британской столице, Кэмбридже. Анастейша Стил осталась бы собой, а Кристиан мог бы перевоплотиться в какого-нибудь Николая Серого, мультимиллиардера из России. Хе-хе-хе. А что, почему бы и нет?